Часть 4. Астрология Древнего Египта.
Астрологические знания Древнего Египта можно отыскать: в трактатах Тота; в особенностях ориентации и планировки монументальных древнеегипетских строений (пирамид, обсерваторий, храмов); в росписях храмов, пирамид и усыпальниц, часть которых была идентифицирована египтологами как Зодиаки или астрологические тексты.
Глава 1. Астрология в трактатах Тота.
В трактатах Тота можно встретить основные принципы астрологическо-астрономического Учения. В древние времена астрология не отделялась от астрономии, они были единым целым.
О расчете движений планет.
Тот уделял внимание астрономии настолько, насколько она была бы полезна для астрологии и философии:
«Но Чистая Философия, стоящая на одной божественной религиозности, лишь настолько должна занимать себя другими науками, дабы она могла знать, как в цифрах рассчитать путь движения звезд и предопределенное местоположенье точки их возврата.
Более того, пусть знает, как оценить размеры Земли, ее количества и качества, глубину Вод, силу Огня, воздействие и сущность всего этого. И пусть несет восхваленье и поклоненье искусству и Уму Бога.»(83)
4 стихии.
Современная астрология рассматривает материальные части мира как совокупность стихий в разных пропорциях. Появление стихий, их развитие и место в Мироздании (по Тоту) мы еще рассмотрим(84). Сейчас приведем некоторые высказывания из трактатов Тота относительно стихий Природы:
«… «Откуда, - возразил я, - явились стихии Природы?»
Он сказал мне: «Из Божественной Воли. Природа же, взяв Слово (Логос) и видя в нем строй и красоту, построила мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками душ.»…»(85)
«Итак, значит, все, из чего образован весь Космос, представлено Четырьмя Стихиями – огонь, Вода, Земля и Воздух; Космос сам един, его Душа едина, и Бог един.»(86)
«…ты ничего не должен называть пустотою, пока не назовешь, чего это пустота, которую ты называешь пустотой, - к примеру, пустота огня, воды или вещей, подобных этим.
…если вы определите пространство без той вещи, чьим пространством оно есть, то оно окажется пустым пространством – которого, я полагаю, в Космосе не существует.»(87)
Созвездия медведиц.
Главная задача астрологии заключается в наблюдении звездного неба и выявлении особенностей влияния небесных тел на людей.
В частности, в трактатах Тота говорится о созвездиях северного неба, близких к северному полюсу:
«Гермес. …Вот Медведицы, что не заходят и не восходят, они покоятся или движутся?
Асклепий. Они движутся, трижды Величайший.
Гермес. А каково их движение, мой Асклепий?
Асклепий. Движение их подобно вечному движению вокруг одного и того же.»(88)
Здесь ясно говорится о созвездиях медведиц, которые вращаются вокруг северного полюса и не заходят за горизонт для наблюдателя в Египте (или Греции). Из высказывания также можно понять, что звезды в созвездиях сгруппированы в виде животных.
Стоит отметить, что греки, записывавшие трактаты Тота (для себя) на своем языке, писали их с учетом греческих представлений о египетских богах и о созвездиях звездного неба, дошедшем до наших дней, где присутствуют созвездия Малой и Большой Медведиц. В египетском звездном небе созвездия были иными.
Семь сфер и видимый с Земли Космос.
««Семь», которые называются сферами, имеют главные сущности, то есть каждая имеет своих соответствующих управителей, которых они называют всех вместе Фортуной и Хеймармене (Судьба), ими по закону природы изменяются все вещи; вечная стабильность разнообразится непрерывным движением.»(89)
Каждая сфера имеет по 3 правителя: планеты и точки солнечной системы, что образует в общей сложности 21 правителя.(90)
«И Небеса были видны в семи кругах; его Боги видны были как звезды со всеми их знаками, тогда как Природа заставила объединяться все ее члены вместе с ее Богами в ней самой. И периферия (Небес) вращалась по кругу, опираясь на Дыхание Бога.»(91)
В этом высказывании говорится о звездах и созвездиях. При этом Боги (92) соотносятся со звездами и звезды называются Богами. Здесь также говорится об объединении Богов, т.е. звезд, в созвездия. Периферия звездного неба – это граница между видимым и невидимым из Египта звездным небом, на небесной сфере являющаяся окружностью. Центр этой окружности – северный полюс мира, вокруг которого вращаются звезды и созвездия. При этом упоминается, что звезды и Боги были обозначены некими «знаками», которые можно найти в египетских Зодиаках.(93)
О влиянии звезд на Землю и ее обитателей.
«И каждый Бог по своей собственной силе порождал то, что ему было предназначено. Таким образом возникли четвероногие твари, пресмыкающиеся, те, что поселились в воде; те, что обладают крыльями, и все то, что несет семена, и траву, и побеги всех цветов, все содержащее в себе семя повторного зарождения (реинкарнация – примеч. Мида).»(94)
Здесь говорится о том, что звезды или планеты (в частности, Земля) порождают собственную жизнь (флору, фауну, людей), в зависимости от различной степени смешения стихий, составляющих природу звезды или планеты.
«И они отобрали рождение людей для гносиса (познания) дел Божественных и свидетельствовании об энергии Природы; множество людей для господства над всем, что под Небесами и гносиса их благословения, чтобы они росли в росте и умножались во множестве; каждая душа, воплощенная в тело по велению Богов, следящих за порядком воплощений, чтобы наблюдала чудеса Небес и за круговым бегом Богов на Небесах, за делами Божественными, за энергией Природы, для знаменования благословения, для гносиса силы Бога, чтобы они могли познать судьбу, следующую за добрыми и злыми деяниями, и изучить искусную работу всех добрых ремесел.
Так начинается их жизнь, так приходит мудрость к ним, в соответствии с судьбой, предназначенной вращением Круговых Богов, а в конце наступает их смерть.»(95)
Этот отрывок очень насыщен информацией. В нем указывается, что смысл жизни людей в господстве над природой Земли (для господства над всем, что под Небесами), в ее изучении (свидетельствовании об энергии Природы), в познании Мироздания (для гносиса дел Божественных), в размножении и реинкарнации (чтобы они росли в росте и умножались во множестве), в изучении звездного неба (чтобы наблюдала чудеса Небес и за круговым бегом Богов на Небесах) и для познания его влияния на судьбы (чтобы они могли познать судьбу) и эволюцию (96) (изучить искусную работу всех добрых ремесел). Еще в этом отрывке говорится о влиянии планет солнечной системы на судьбу человека (в соответствии с судьбой, предназначенной вращением Круговых Богов), т.к. Круговые Боги – это планеты, вращающиеся вокруг Солнца и по Зодиакальному кругу. «И останутся великие памятники содеянного ими на земле, но станут они лишь тусклыми следами позади, когда начнется новый цикл».(97)
Здесь говорится о макроцивилизациях и/или цивилизациях людей, следующих одна за другой, каждая чем-то величественная, но со временем исчезающая с лица Земли и оставляющая за собой материальные свидетельства своего существования.
Бог – Космос – Человек.
«Тогда Тот, кто не был сотворен, Тот превыше и всей силы явления помыслом, Он (говорится о Боге) – непроявлен.
И поскольку Он сотворил все вокруг проявленным, то Он проявляется через все окружающие предметы, во всем, и Его желание проявится во всем, что когда-либо было создано.
…Но если ты хочешь «увидеть» Его, подумай о движении Солнца, движении Луны, подумай о порядке звезд. Кто же тот Единственный, кто наблюдает за порядком? Ибо каждый порядок должен иметь свои границы, отмеченные местом и количеством.
Солнце – величайший бог среди всех богов на небе, его все небесные боги признают царем и учителем. И он столь великий, больше земли и океана, терпит вращение над собой меньших звезд, чем он сам. Из уважения к Кому, из-за страха перед Кем, мой сын, делает он это?
Ни схожи, ни ровны пути, предначертанные для звезд на небе. Кто же тогда Тот, кто назначил, как им двигаться и существовать?
Медведица вращается вокруг себя и тянет за собой весь космос. Кто владелец этого орудия? Кто же Он, кто установил пределы моря? Кто же Тот, кто указал земле ее место?
Ибо, Тат, существует кто-то, кто есть создатель и Господин всего вокруг.
…И не скажет никто, что статуя или картина появилась без скульптора или без художника. Так как же тогда может существовать работа такого уровня и качества без существования Творца?
…Он Сам по Себе является и тем, что существует, и тем, что не существует. Вещи существующие созданы Им проявленными; Он хранит в Себе то, что не существует.
Он – Бог вне и превыше всех имен. Он – непроявленный, Он – в наивысшей степени проявлен. Он Тот, кого лишь ум может созерцать. Он открывается так же и глазам. У него нет тела и у него множество тел, более того, он в каждом теле.»(98)
Этот значительный отрывок из трактата рассказывает о Боге, являющимся Творцом и Управителем Всего, в том числе Космоса и его частей: галактик, звезд, планет и др. Богами Тот называет звезды и планеты (Солнце – величайший бог среди всех богов на небе, его все небесные боги признают царем и учителем.). Здесь также говорится о различных траекториях и орбитах движений небесных тел (Ни схожи, ни ровны пути, предначертанные для звезд на небе.), о вращении всех звезд вокруг оси мира, и, в частности созвездия «Медведица»(99) вокруг себя, как наиболее близкого к северному полюсу мира (Медведица вращается вокруг себя и тянет за собой весь космос.). А значит, египтяне имели представление об оси мира и его полюсах. «Но смерть – это уничтожение, а в Космосе ничего не уничтожается. И если Космос – это второй Бог, жизнь, что не может умереть, то не может быть, чтобы какая-либо часть этой бессмертной жизни умерла, а уж тем более – человек, мыслящее животное.
Ибо, воистину, первый из сущего, вечный и стоящий за всеми рождениями есть Бог – Создатель Вселенной. Вторым является, «по Его образу», Космос, порожденный Им, поддерживаемый и питаемый Им, созданный бессмертным, поскольку его Господин, живущий вечно, вечно свободен от смерти.
…Из сохранившегося под ним вещества (под Космосом, мирозданием, порядком – примечание Мида) Отец создал вселенские тела, слепив материю, вместе создал их сферическими – окутал их жизнью, - сфера по сути своей бессмертна, и это делает материальность вечной.
«Восстановление» (перерождение) тел на земле является таким образом их построением, тогда как их распад превращает их в те тела, которые никогда не смогут распадаться, иначе говоря, это тела, которые не познают смерти. Таким образом возникает прекращение чувств, а не потеря тела.
Теперь третья жизнь – Человек, созданный по образу Космоса, имеющий ум, мысль, по воле Отца, превыше всех иных земных жизней, - не только посредством чувства связан со вторым Богом, но также имеет понятие и о первом. Один для него постижим как тело, а второй воспринимается как нечто бестелесное и как Благой Ум.»(100)
В данном отрывке говорится о взаимосвязи Бога, Космоса и человека. В частности, о связи человека с Космосом посредством чувства* (посредством чувства связан со вторым Богом), которое может иметь множество проявлений: чувство прекрасного, чувство ритма, чувство гармонии, а также чувство страха, чувство обиды и т.д. – всё это чувства души. Значит, в астрологии звезды и планеты, прежде всего, оказывают влияние именно на душу человека. А проявления человеческих душ, в свою очередь, формируют события в жизни людей.
Сознание и подсознание души.
«Итак, чувство (продукт души) и мысль (продукт тела) текут вместе в человеке, как бы сплетаясь друг с другом. Ибо без чувства нельзя мыслить, а без мышления – чувствовать.
Но, возможно, говорят, мыслить о чем-то и без ощущения его, на манер видения образов во сне. По мне, оба эти вида деятельности происходят и во время видения снов, а чувство лишь переходит из состояния сна (подсознание) в состояние бодрствования (сознание).
Поскольку человек разделен на душу и тело, только в момент объединения двух сторон его чувства мысль, замысленная умом, обретает звучание.»(101)
Т.е., если тела космоса, своим движением, оказывают влияние на душу, а душа связана с телом и управляет им, то, значит, тела космоса через душу оказывают влияние и на тело человека. В астрологии особенности душ, а также жизни душ, определяются космограммой; а особенности тел, а также их жизнь – гороскопом. Причем, планеты в космограмме рассказывают о способностях и чувствах души, а планеты в гороскопе – о способностях души проявляться посредством тела в физическом мире.
Чувство и дар.
«Но Гносис (познание, знание) значительно отличается от чувства. Ибо чувство вызывается тем, кто владычествует над нами, тогда как Гносис – вершина науки, а наука – Божественный дар.»(102)
Здесь говорится о том, что чувства души человека вызываются планетами, но дар(103) дается не ими, а Богом. В отличии от современного толкования, «наука» понимается Тотом как дар Бога (душе). По представлениям нынешнего времени наука – это выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о материальной действительности, осязаемом физическом мире.
«Тат. …Те, кто способен воспринять больше, нежели другие, это Видение, часто впадали в сонное оцепенение, находясь в созерцании прекраснейшего Зрелища, как было это с Ураном и Кроносом, нашими предками. Может, это и наша судьба, о отец мой!
Гермес. Да, может быть, мой сын! Но все же пока мы не имеем должной силы, чтобы достичь этого Видения, и пока в наших силах раскрыть глаза нашего ума и пристально вглядеться в Красоту Бога, Красоту, которую ничто никогда не осквернит и не постигнет.
Ибо только тогда ты будешь созерцать Его, когда не сможешь вымолвить ни слова о Нем. Ведь Гносис (познание) Блага является священной тишиной и отдохновением чувств.»(104)
Уран и Кронос – греческие боги. Греки, писавшие тексты трактатов сразу на своем языке, называли египетских богов (и созвездия) согласно своим религиозным представлениям. Так, Гермесом был назван Тот, а Асклепием Имхотеп. Очевидно, греческие Уран и Кронос имели соответствия египетским богам, которые, в свою очередь, в Древнем Египте связывались с планетами.
Космос, Солнце и Земля.
«Гермес. ...Ибо что же такое деятельность Жизни? Не является ли она самим движением? Так существует ли в Космосе нечто не имеющее движения? Нет, не существует, сын!
Тат. Неужели тебе, отец, кажется, что и Земля имеет движение?
Гермес. Да, сын; тем более что она, находясь в очень быстром движении, - единственная вещь, остающаяся в то же время неподвижной.
Ну как же не посмеяться над утверждением, что Кормилица всего не обладает движением, когда она зачала и породила все вещи?
Ведь невозможно, не обладая движением, породить все таким.»(105)
В этом отрывке изложены два разных взгляда на Космос: с точки зрения человека, находящегося на Земле, откуда движение Земли не заметно (геоцентрическая система), и с точки зрения человека, находящегося вне Земли, откуда бы было видно ее движение. О вращении Земли вокруг Солнца рассказывается в следующем отрывке, как и о движении Солнца:
«Поэтому она (Земля) считается Сокровищницей (хранилищем) всех материй. Она шлет вовне из своего (материи) богатства, а взамен того, что она отослала, получает средства к существованию свыше.
Ибо так Демиург – я говорю о Солнце – связал навечно Небеса и Землю, отсылая вниз сущность и поднимая ввысь материю, притягивая к Себе и в Себя все вещи, а от Себя давая всему все вещи.
…Однако зрелище Его не требует предположения; ибо сами лучи Его а сверкающем великолепии сияют вокруг, освещая все в Космосе – то, что вверху, и то, что внизу.
Ибо он же расположен в центре (солнечной системы), окутанный Космосом, и, точно искусный возничий, Он надежно правит космической упряжкой (планетами, которые вращаются вокруг Солнца), удерживая ее при себе, дабы не умчалась она без управленья.
Поводья – это Жизнь, Душа и Дух, Бессмертие и Становление.
Он позволяет ей двигаться (по кругу) вблизи Себя – и, по правде говоря, вместе с Собою.
Вот так Он правит всем.
Бессмертным он дает вечное постоянство; и верхней полусферой Своего Света – всем тем, что шлет он вверх из Своей иной стороны, что смотрит в Небо, - питает Он бессмертные части Космоса (влияние Солнца на Космос).
А тою стороною, что изливает вниз (свой свет) и сияет вокруг полусферы Воды, Земли и Воздуха, он оживляет и рождениями и переменами удерживает животных в постоянном движении в этих нижних частях Космоса (влияние Солнца на Землю)…»(106)
Далее рассказывается о влиянии звезд и планет на Землю, а также на людей:
«Солнце есть хранитель и кормилец всех видов.
И точно так, как мир Умопостигаемый охватывает Все, что осязаемо, и наполняет его, расширяя, формами всех очертаний и всех типов – так и Солнце наполняет все в Космосе, давая рождение и укрепление каждому и всем.
Когда ж они устают иль терпят неудачу, Он снова берет их в объятия Свои.
А под Ним выстроился хор демонов (Мучители (107)), или, скорее, хоры; ибо они многочисленны и в высшей степени разнообразны, под каждой группой Звезд (созвездий) стоят они в равном количестве на каждую из них.
Выстроившиеся рядами, они есть слуги каждой из Звезд, будучи благими или злыми по своей сущности, то есть в своих деяниях (ибо сущностью демона является деяние); но некоторые из них смешанной природы, благой и злой.
Они все наделены властью над земными вещами, и именно они порождают многоликое смешение беспорядков на Земле – для государств и народов в целом и для каждого отдельного человека.
Ибо они формируют наши души по подобию своему и сами приводят их в движение – завладевая нервами и костным мозгом, венами и артериями, самим мозгом, проникая до самого сердца.
Каждым рожденным и получившим душу из нас овладевает демон – из тех демонов, что находятся в услужении в сей момент колеса становления и что выстроены под каждою из звезд.
Каждое мгновение они меняются; они не остаются неизменными, а возвращаются назад по кругу.
Они проходят чрез тело к двум частям души и ввергают ее в кружение, каждый в направлении своих собственных деяний. Но разумная часть души стоит выше власти демонов – предназначенная быть вместилищем Бога.
Поэтому на того, кто в своей разумной части имеет Луч, падающий на него чрез Солнце, - а таких средь всех мало, - демоны не действуют; ибо ни один из демонов (Мучителей) или богов (планет и звезд) не обладает никакой силой даже против единственного Луча Бога.
Что ж до остальных, то все они ведомы и гонимы, и души, и тела их, демонами – любя и ненавидя их деянья.
Поэтому разум (логос) не есть любовь, которая заблуждается и которая вводит в заблуждение (т.е. низшая любовь).
Так демоны используя наши тела как свои инструменты, осуществляют все земное управление.
И это управление Гермес назвал Хеймармене (судьба).»(108)
Далее по тексту трактата даются расширенные характеристики влияния Солнца, которое сопоставляется с действием Центра(109):
«Умопостигаемый мир (духовный) подчиняется Богу; Чувственный (материальный) – Умопостигаемому миру.
Солнце чрез Умопостигаемый и Чувственный Космос шлет от бога обильный поток Блага – это есть действие Демиурга.»(110)
Далее дается описание планет солнечной системы и звезд:
«Вокруг Солнца располагаются восемь сфер, подчиняющиеся Ему, - сфера Неподвижных (все звезды космоса), Шесть сфер Блуждающих (скорее всего имеются ввиду 6 планет солнечной системы, каждая вращающаяся по своей орбите: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн) и одна Околоземная (Луна, вращающаяся вокруг Земли).»(111)
Об иерархии:
«Этим сферам и подчиняются демоны; а им – люди.
И так все вещи и все из них подчиняются Богу.
Поэтому Бог – Владыка всех; Солнце – их Демиург; Космос – орудие действия Демиурга.
Умопостигаемая сущность управляет небесами; а небеса – богами; демоны, стоящие ниже богов, управляют людьми.
Это армада (иерархия) Богов и демонов.»(112)
О Солнце и Луне.
«Итак, Небо, Бог Чувственный, есть управитель всех тел, увеличение и уменьшение тел управляются Солнцем и Луною.»(113)
О Солнце.
«На небесах – или что бы ни включало в себя это слово – правитель сущности есть Зевс; ибо чрез Небеса Зевс дарит жизнь всему.»(114)
Зевса греки отождествляли с египетским богом Ра, а в данном случае и с Солнцем.
Солнце и Земля.
«Распределителем того, что есть меж Небом и Землей, является Правитель Пространства, что мы называем Зевсом Верхним.
Земля и море управляются Зевсом Нижним; он есть Кормилец смертных жизней и плодоносящих (деревьев).
Именно благодаря силам их всех плоды, деревья и земля зеленеют.
Силы и энергии всех других Богов (планет) будут распределяться чрез вещи, что уже существуют.»(115)
Зевс Верхний и Зевс Нижний – это бог Ра в разных представлениях, верхний (Солнце над горизонтом) – управляет пространством Неба, а нижний (Солнце за горизонтом) – пространством Земли.
О классах, родах и видах.
«И все подвластное тому, что свыше (Богу), подразделено на виды по образу, о котором я должен рассказать.
Рода всех вещей соответствуют своим собственным видам; род в целом является классом, виды – части рода.
Поэтому род Богов будет порождать виды Богов.
Подобным же образом род демонов и людей, как и птиц и всех животных, которые вмещает в себя Космос, порождают подобные им виды.»(116)
Иерархия от высшего к низшему складывается так: класс – род – вид.
Ранее упоминалось, что богами и демонами Тот называет планеты и звезды, теперь можно понять, что они находятся в иерархической взаимосвязи, как демоны, люди, животные и пр.
«Именно Духом движимы или управляемы все виды в Космосе – каждый согласно свойственной ему природе, данной Богом.
С другой стороны, Материя, или Космос, что вмещает все вещи, - поле движенья, и то, что собирает вместе все, Правителем чего есть Бог, раздающий всем космическим вещам все то, что требуется каждой.
…Поскольку полая округлость Космоса устроена в виде сферы, по причине этого самого свойства или формы она никогда не может быть видима вся целиком.
…Ибо исключительно благодаря формам видов (группы звезд, созвездия), образами которых она кажется исчерченной, представляется, что она видима повсюду, однако сама по себе не видима никогда.»(117)
Продолжение этого отрывка рассказывает о Квазарах, располагающихся в центрах галактик, из которых появляется вещество, формирующее галактики и солнечные системы, куда и возвращаются отжив свой срок:
«Поэтому ее дно или ее самая нижняя часть, если таковое место есть в сфере, по-гречески называется eides (Невидимая, Аид), так как eiden на греческом означает «видеть» - а «быть видимым» началу (верхушка, низ, периферия) сферы не присуще.
Поэтому виды также имеют называние aideai (формы, виды, высшие виды, идеи), так как они имеют форму, которую мы не можем видеть.
Значит, из-за того, что они лишены возможности «быть видимыми», на греческом они называются Hades; из-за того, что находятся внизу (т.е. в центре) сферы, по-латыни они называются Inferi.
И тогда они являются основными или первоочередными (основами и приоритетами), и, так бы молвить, источниками и верхушками всех вещей, которые есть в них (в идеях), чрез них или от них.»(118)
Нуменальные и Чувственные Боги.
«Многочисленны иерархии Богов; из них всех один класс называется Нуменальным (тот, что можно познать только разумом), другой класс Чувственным (тот, что можно познать ощущением).
Первый называется Нуменальным не потому, что считается, будто бы он недоступен нашим чувствам; ибо в него входят Боги, которых мы чувствуем более истинно, чем тех, которых мы называем видимыми, - что именно и докажет наша дискуссия, и вы, если будете внимательны, увидите это.»(119)
Боги, кроме деления их на класс-род-вид, классифицируются еще на Нуменальных и Чувственных. Нуменальные Боги – это духовные принципы, а Чувственные – видимые боги, т.е. непосредственно звезды и планеты. Нуменальные боги содержат в себе только духовную составляющую (без материальной), а Чувственные – и духовную и материальную. Иначе, каждая видимая звезда, планета или созвездие, содержат в себе и духовную и материальную основу, а каждая нематериальная и невидимая (фиктивные точки) – только духовную.
«Итак, есть некоторые Боги, которые являются главами (принципами) всех видов (Т.е. только Нуменальные. Астрологически это фиктивные точки, которые оказывают влияние, не имея тела).
Далее идут те, субстанция (тела, состоящие из 4 стихий) которых является их началом (Т.е. Чувственные боги). Это чувственные, каждый подобен своему двойственному началу (Т.е., содержащие в себе и видимый облик и духовную основу, принципы); они своей чувственностью (способностью оказывать воздействие на органы чувств) воздействуют на все вещи – одни посредством других (в каждом) придавая сиянье должной работе каждого из них.»(120) «Эти иерархии Богов, будучи таким образом связанными от низу до вершины, также взаимосвязаны и друг с другом, и склоняются к себе подобным, вещи смертные связаны со смертными, вещи чувственные – с чувственными.
…когда они видны как раздельные, то принимаются за множество, какое только может быть; но в своем единении это одна вещь, или, скорее, две, из которых созданы все вещи, - то есть Материя, из которой созданы все вещи, и Его Воля, благодаря которой они появляются.»(121)
Люди, как и боги (звезды, планеты), являются Чувственными, т.е. в них есть и материальная (видимая) и духовная (а также душевная, невидимая) составляющая.
Бог и Космос.
«Итак, этот Космос, что называется Чувственным (т.е. и материальным и духовным одновременно), является вместилищем всех вещей чувственных – видов, качеств или тел.
Но ни одна из них не может оживать без Бога. Ибо Бог есть все, и от Него есть все вещи, и все они есть по Его Воле.
Ибо он есть Все благое, Надлежащее, Мудрое – что может ощущаться и пониматься только Им самим.
Без Него не могло быть ничего, нет ничего и ничего не будет.»(122)
Небесные и земные боги.
«И так как наша проповедь касается связи и взаимоотношения людей и Богов (астрологическая связь) – узнай, о Асклепий, могущество и силу человека!
Наш Владыка и Отец, или тот, кто есть Всевышний Бог, - как Он есть Создатель Богов на Небе, так и человек есть творец богов, которые в храмах дозволяют приближение человека и на которых не только льется свет, но которые сами шлют свой свет на все; человек не только идет вперед к Богу (Богам), но также и поддерживает Богов на Земле.»(123)
«…Что ж до рода Богов на Небесах – то ясно из их общей смеси (формирующей звезды и планеты), что она была создана плодородной из чистейшей части Природы и что единственными признаками (по которым они различаются) являются, так сказать, прежде всего их головы (материальные сферы, какими являются звезды и планеты).»(124)
«Тогда как виды богов, что создаются человечеством, состоят из обеих сущностей – из сущности, которая является более древней и намного более божественной, и из той, что есть в людях; то есть не только из того материала, из которого состоят их головы, но также и из того, что образует все их члены и фигуру.
И посему человечество, изображая Божество, не забывает своего собственного начала и сущности.
И точно так же как наш Владыка и Господин сотворил Богов вечными, дабы они могли походить на него, так и человечество создало своих собственных богов по своему собственному подобию.»(125)
Здесь говорится об образном представлении богов. Боги на самом деле – это звезды и планеты, но люди благодаря своему образному мышлению, отображают их в образе людей. Так, например, бог Ра (Солнце) представляется древними египтянами в виде мужской фигуры, плывущей в солнечной ладье по небу с солнечным диском на голове.
Часть богов (звезд и планет) египтянами изображалась в виде человеческих фигур с головами разных животных («единственными признаками (по которым они различаются) являются, так сказать, прежде всего их головы»): бог Гор представлен в виде человека с головой сокола, бог Тот – человека с головой ибиса, богиня Бастет – женщиной с головой кошки и т.п.
«Асклепий. О Трижды Величайший, ты же не имеешь в виду их изваяния, не правда ли?
Трисмегист. Я имею в виду их изваяния, о Асклепий, - разве не видишь, как велико даже твое сомненье? – изваяния, наделенные чувством и наполненные духом, которые вершат такие могущественные и такие необыкновенные дела; изваяния, что могут предвидеть то, что будет; и которые, возможно, могут пророчить, предсказывая вещи по сновидениям и многими другими путями; изваяния, что лишают людей силы или излечивают их скорбь, ежели они того заслуживают.
Разве ты не знаешь, Асклепий, что Египет есть отображение Неба; или, что еще истиннее, перенесение и нисхождение всего того, что есть в подчинении или проявлении на Небесах?»(126)
Данное высказывание утверждает, что египетская культовая скульптура, отображающая какого-либо бога, являясь его подобием, наполнена духом этого божества, способным общаться с душой человека, как, например, известный Большой Скарабей в Карнакском храме, отождествляющийся с Хепри – богом утреннего Солнца. У египтян не было слепого поклонения предметам, т.к. они отождествлялись с богами, проявлявшими через них свой дух.
Когда человек совершает путь Восхождения, он становится богом и дальнейший его путь лежит в Небеса. И именно такого человека обожествляют другие люди (как святого): «человек не только идет вперед к Богу (Богам), но также и поддерживает Богов на Земле». Изваяния египетских богов (а, возможно, и фараонов) – это отображения тех людей, которые ушли с череды воплощений по пути Восхождения. Именно поэтому такие изваяния наделены чувством и наполнены духом, поскольку являются подобием человека, вознесшегося в Небеса. Как человек способен нести в себе энергии планет, так и изваяния способны нести в себе энергии людей, вознесшихся в Небеса.
В магии используются фотографии, куклы, и пр. в качестве подобий людей или личные вещи, которые позволяют влиять на них посредством существующей в этих предметах энергетики.
По этой же причине, христиане, молясь перед иконой, могут получать необходимую помощь от духа святого человека, чей образ представлен на ней. При этом один святой способствует исцелению, другой помогает в путешествии и т.д., и христиане не сомневаются в их помощи. Египтяне использовали скульптуру, а христиане используют живопись. Святые люди, вознесшиеся в небеса, несут людям Благо, если те обращаются к их образам или изваяниям.
Это подтверждается в следующем высказывании:
«Твой предок (бог утреннего Солнца предшествующей Асклепию макроцивилизации), Асклепий, есть первый открыватель медицины, ему рядом с берегом крокодилов воздвигнут на горе Ливийской храм, в котором покоится его космический человек (его мумия), то есть тело; ибо остальная часть его (душа), или, вернее, целое (что правильнее говорить в отношении человека целиком, погрузившегося в сознание жизни), вернулось обратно домой, на небеса, - продолжая служить больным, но теперь уже своей божественностью, с помощью всех лечебных средств, использовавшихся им в своем искусстве медицины в дни минувшие.
Имя моего предка (бог ночного Солнца предшествующей Тоту макроцивилизации) – Гермес, и его обитель в месте, названном в его честь (по мнению Мида – Гермополь); Он охраняет и поддерживает всех смертных людей, которые приходят к нему отовсюду (за мудростью).
Что ж до супруги Осириса, то мы знаем, какое множество благословений она дарит, когда милостива, и сколь многим она причиняет вред, когда во гневе!
Ибо земные и космические Боги легко впадают во гнев, так как созданы и состоят из двух сущностей.
И по этой причине египтяне называют их «священными животными», и каждое отдельное государство (или город) поклоняется душам тех, чьи души были сделаны священными еще при жизни (вступили на путь Восхождения и прошли его); и поэтому некоторые государства управляются по законам своих собственных священных животных и называются в их честь.»(127) «Но молю тебя, Асклепий, не думай, что поступки земных богов есть результат случайности.
Небесные Боги обитают в высотах небесных, каждый заполняя тот ряд, который ему достался, и присматривая за ним; тогда как эти наши боги (земные), каждый на свой манер – присматривая за некоторыми вещами, предсказывая другие прорицаниями и пророчеством, предвидя третьи и должным образом помогая им случиться – действуют как союзники человека, как если бы были нашими родственниками или друзьями.»(128)
В другой части трактата излагается история возникновения магии и культа богов:
«И так как наши ранние предки (ранние макроцивилизации людей, за тысячелетия, десятки тысячелетий, или сотни тысячелетий, до эпохи Тота) были в великом заблуждении (не знали Бога, богов, звезд и т.д.), ибо не имели разумной веры в богов и не уделяли внимания священному поклонению и культу Богов, - они случайно натолкнулись на искусство, с помощью которого создали (образы) Богов для себя.
К этому измышлению они присоединили соответствующую ему силу, выведенную из космической природы, и, соединив их вместе, но не умея создавать души, они начали вызывать души демонов или ангелов, так чтобы посредством этого изваяния обрели способность делать благо и обратное ему.»(129)
По астрономическо-астрологической тематике, кроме трактатов Тота, имеются высказывания в «Текстах пирамид», найденных в пирамиде Джосера и являющихся самыми древними из египетских текстов.
О богах, вознесшихся в небеса, на основе «Текстов пирамид», С.Мерсер высказался так:
«Собачья звезда идентифицировалась с Сириусом, Орион – с Осирисом… Не удивительно обнаружить отождествление Осириса с Орионом… (поскольку) в «Текстах пирамид» фараон после смерти уподоблялся Осирису…»(130)
И еще одно высказывание расставляет все точки над i:
«Хотя Хассан (египтолог, доктор Селим Хассан) явно намеревался бросить вызов «солнечной теории» Брестеда, звездному культу он уделил все же много меньше внимания, чем тот того заслуживал. Но он правильно определил направление поиска, заметив: «В определенный отдаленный период истории египетских религиозных воззрений существовало представление, что после смерти душа фараона превращается в звезду на небесах…»(131)
Это высказывание освещает самый главный аспект в Египетских представлениях об эволюции человека. Потому как человек, вступивший на путь Восхождения(132), заканчивает череду воплощений в виде человека, а его душа становится душой одной из звезд или планет Космоса, получая тело звезды или планеты. Вся религия Древнего Египта основывается именно на этом знании.
«Но именно Мерсер высветил принципиальный элемент древней религии – веру в то, что умерший фараон рождается снова в качестве звезды…
«Тексты пирамид» дают ясное свидетельство того, что умершие фараоны перевоплощались в звезды… »(133)
Время.
«Само по себе движение Космоса обусловлено двойственной энергией. Он оживляется снаружи Бессмертием и оживляет все вещи, что есть внутри, делая их различными по числу и по времени, установленному и определенному для них.
Время на Земле различается по свойству воздуха, по различию в его теплоте и холоде; в Небе – по возвращениям звезд на прежние местоположения, по их круговым движениям во Времени.
И до тех пор, пока Космос есть обитель Времени, он сам сохраняется полным сил по причине хода и движения Времени.
С другой стороны, Время поддерживается упорядоченностью. Порядок и Время осуществляют обновление всех вещей, что есть в Космосе, путем чередования.»(134)
Т.е., время в Космосе определяется по движению звезд и планет на своих орбитах, а время на Земле – по движению Земли вокруг Солнца (один оборот равен году) и вокруг своей оси (один оборот равен суткам). Временем Космоса (смещение звезд и планет на звездном небе, видимое с Земли) можно определять намного большие сроки, чем земной год – от десятилетий до тысячелетий и миллионов лет.
Далее рассказывается о цикличности времени, определяемом движениями планет по свои орбитам, а также движениями звезд:
«Более того, время имеет силу и характер своего собственного постоянства, несмотря на то, что находится в вечном движении – из-за необходимости всегда от себя возвращаться к себе.
И так как, хотя Вечность постоянна, неподвижна и неизменна, движение Времени постоянно возвращается к Вечности – все же по этой причине ход Времени является круговым (цикличным) – получается, что сама Вечность, хотя сама по себе и недвижима, все же в связи со Времени, в котором она есть – а она есть в нем – кажется, что она находится в движении, как и все движение.
Поэтому получается так, что одновременно постоянство Вечности становится подвижным, и подвижность Времени обретает постоянство.»(135)
«Она (вечность) поочередно то восходит, то заходит всеми своими членами (частями, созвездиями, звездами, планетами); и по причине перемен Времени (обращения Земли вокруг своей оси) часто восходит теми своими членами, которыми ранее зашла.
Ибо ее сферичность – ее закон цикличности – имеет такой характер, что все вещи так тесно связаны с самими собой, что никто не знает, где начало их обращения; так кажется, что они вечно упреждают и следуют за самими собой.»(136)
Различия отдельных людей в зависимости от их времени рождения.
Далее рассказывается об отличиях между людьми в зависимости от их астрономического времени (определяемого вращениями планет) рождения:
«…в то время, как каждый отдельный класс животных имеет в себе все формы своего собственного класса, отдельные единицы, имеющие форму одного и того же характера, отличаются друг от друга.
И поэтому, хотя люди относятся к классу одного типа и человека можно различить по его общему внешнему виду, все ж отдельные люди в рамках сходства своей общей формы отличаются друг от друга.
Ибо сама идея, которая суть божественна, бестелесна и является такой, какой ее представляет ум.
Так что, хотя эти двое (идея и ум), от которых берут начало общая форма и тело, являются бестелесными, невозможно, дабы хоть одна какая-либо форма была бы создана точно такой же, как другая, - потому как различны моменты времени и углы наклона во время их рождения.
Таких различий столько, сколько есть моментов во времени обращения того Круга, где пребывает тот Бог, которого мы назвали Всеформенным (во время обращения Земли).
Таким образом, вид сохраняется вследствие воспроизведения из себя стольких образов и настолько различных, сколько есть моментов в Космическом Обращении – Космоса, который постоянно изменяется во вращении. Но сама идея не изменяется и не вращается.
Так, формы каждого отдельного рода постоянны и вместе с тем отличны в рамках одной и той же общей формы.»(137)
Тот отмечает, что люди различаются в зависимости от времени их рождения, что указывает на наличие в египетской астрологии систем(ы) домов. Период обращения Земли вокруг своей оси занимает сутки, которые делятся на часы и минуты. В Астрологии время отображает асцендент, который движется по Зодиаку со скоростью: 1 градус Зодиака за 4 минуты времени, проходя за сутки все знаки Зодиака (каждый знак за 2 часа времени).
«Десять» изгоняет «Двенадцать».
«Тат. О отец, значит, мучители во мне?
Гермес. Да, и немало, сын мой; они многочисленны и страшны.
Тат. Они неведомы мне, отец.
Гермес. Мучитель первый – это Незнание, сын; второй – Горе; третий – Невоздержанность; четвертый – Вожделение; пятый – Несправедливость; шестой – Алчность; седьмой – Ложь; восьмой – Зависть; девятый – Коварство; десятый – Гнев; одиннадцатый – Безрассудность; двенадцатый – Злоба.
Число им двенадцать; но за ними стоит много больше, сын мой; и, ползая по темнице тела, они вынуждают человека, заключенного в ней, страдать в своих чувствах, но они покидают (хотя и не все сразу) того, кого Бог наделил Своей милостью; именно так и свершается Возрождение.
… Гносис Бога пришел к нам, а когда он приходит, сын мой, Невежество изгоняется.
Гносис Радости пришел к нам, а с его приходом Горе уходит к тем, кто найдет ему место. Я взываю к Силе, что следует за радостью, к твоему Самообладанию! О сладчайшая из сил! Давай возрадуемся ей, сын! Как своим приходом искореняет она Невоздержанность!
А теперь четвертое, я взываю к Сдержанности, силе против Вожделения.
…эта ступень, сын мой, есть прочный трон Справедливости. Ибо смотри, как безо всякого разбирательства изгнала она прочь Несправедливость. С уходом Несправедливости, сын, мы делаемся справедливыми.
Я призываю к нам шестую Силу – силу, противостоящую Алчности, Общность-со-всеми.
А теперь, когда Алчность ушла, я призываю Истину. И Ложь отступает, и Истина с нами.
Сын мой, посмотри, как с приходом Истины полнее стало Благо. Ибо Зависть покинула нас; и в Истине Свет и Жизнь сливаются с Благом.
И теперь ни один мучитель Тьмы не отваживается коснуться нас, ибо все они унеслись, трепеща крыльями.
Сын мой, теперь ты знаешь способ Возрождения. А когда придут Десять, сын мой, они изгонят Двенадцать, и Рождение в понимании свершится, и с этим Рождением мы становимся Богами.
Тат. …Но отец, скажи мне вот что: мучители Тьмы, которых двенадцать, изгоняются десятью Силами? Как это свершается, Трижды Величайший?
Гермес. Обиталище (двенадцати), через которое мы только что прошли, сын мой, представляет собой круг символов жизни (в примечании Мида – у Скотта переводится как «зодиакальный круг»), состоящий из элементов числом двенадцать, но все они одной природы, приобретающей любую форму. По причине человеческого заблуждения, сын, в них видны разобщения, но в действии своем они едины. Мы не только никогда не можем отделить Безрассудность от Гнева, их невозможно даже различить. Согласно здравому смыслу, они (двенадцать), конечно же, уходят раз и навсегда, поскольку изгоняются не менее чем десятью Силами, то есть Десяткой.»(138)
В этой выдержке рассказывается о Возрождении (Восхождении) души, преодолевающей влияния «двенадцати» знаков Зодиака с помощью сил «десяти» Э-И пар планет(139) (по Системе Мироздания) и богов-планет (по Тоту).
Тридцать шесть.
««Тридцать шесть», имя которым Гороскопы (обычно называются Деканами, в астрологии представляют системы домов), размещаются в том же самом пространстве, что и Неподвижные звезды; главой их сущности или правителем является тот, кого они называют Пантоморфом или Многоформенным, кто придает многообразные формы различным видам.»(140)
Указанные здесь 36 деканов (декад) составляют зодиакальный круг (эклиптики), представляя систему домов, где каждая декада является третьей частью дома. Под «многообразными формами различных видов» понимается то, что каждый декан представляет некие особенности, ему присущие, которые формируются в человеке. Так, египетские сутки делятся на 36 частей (как и год на 36 недель, каждая по 10 дней), и если они равны между собой, то каждая часть состоит из 40 минут. Можно соотнести 10 частей декады (одна декада состоит из 10 градусов Зодиака) с 10 частями «Системы 10».
Космограмма Тотом упоминается как «Двенадцать», а гороскоп как «Тридцать шесть».
Обобщение.
В трактатах Тота присутствуют главные принципы астрологии (и астрономии), что подтверждает использование этих знаний в Древнем Египте. Но эти знания были неотделимы от знаний о Мироздании.
Вначале Бог создает общую Душу, затем – Космос, являющийся его вечным телом. Благодаря Душе все части Космоса, подверженные становлению и распаду, т.е. рождению и смерти, становятся одушевленными и живыми, получая каждая свою отделенную душу.
Весь Космос состоит из 4 стихий, и нет ни одного места, которое бы пустовало, и не было бы заполнено совокупностью стихий в разных пропорциях. Кроме этого, Космос представляет собой семь сфер, правители которых – звезды и планеты (Боги, по терминологии Тота).
В трактатах Тота упоминаются созвездия как группы звезд, говорится об оси мира и околополюсных созвездиях, описывается граница между видимым и невидимым из Египта звездным небом.
Много внимания уделяется влиянию звездного неба на Землю и ее обитателей. Упоминаются: движение Луны вокруг Земли, различия в движении планет вокруг Солнца, движения Солнца, восходящих и заходящих звезд. При этом, координаты местоположения планет и звезд во время их движения вычисляются и астрологически используются для определения их влияния на людей. Планеты и звезды влияют на человека через его душу и ее чувствительность.
Упоминается Восхождение человека, а также иерархии Богов, подразделяющиеся на классы-рода-виды, а также на нуменальных (не имеющих тело, но имеющих душу) и чувственных (имеющих и тело и душу).
Указан принцип расчета суточного времени (астрологическая система домов), годового летоисчисления (космограмма), цикличности обращения планет вокруг Солнца (их расположение в Зодиаке). Упоминается влияние местоположения звезд и планет на момент рождения (натальная карта) человека на его судьбу. При этом указывается, что каждый момент времени формирует отличный от других гороскоп, т.к. картина неба изменяется. Это свидетельствует минимум о том, что в Древнем Египте могло практиковаться построение натальных гороскопов людей. А поскольку для египтян был важен переход в мир иной, то наверняка строились и мортальные (на момент смерти) гороскопы.
Рассказывается о числах: 10 – планеты, 12 – знаки Зодиака или основные созвездия, 36 – декады домов.
Трактаты Тота содержат более глубокие (чем в нынешнее время) по содержанию основы астрономическо-астрологических знаний, базирующихся на Учении о Мироздании.
Поскольку трататы не являются специализированным трудом по астрологии и астрономии, можно предположить, что Тоту (и египтянам) было известно более того, что написано в трактатах по части астрологической науки.
Сноски: (83) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (84) См. одну из последующих глав: «Сотворение Мироздания». (85) Трактат «Поймандр» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (86) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть III, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (87) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», части XXXIII и XXXIV, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (88) Трактат «Асклепию» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (89) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (90) См. одну из последующих глав: «Правители семи Сфер». (91) Трактат «Священная проповедь» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (92) Термин «Боги» с большой буквы означает звезды, а «боги» с маленькой – людей, соответствующих Богам, ушедших обратно в Небеса. (93) Подробнее о египетских Зодиаках будет рассказано на другой странице сайта. (94) Трактат «Священная проповедь» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (95) Трактат «Священная проповедь» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (96) См. одну из последующих глав: «Эволюционно-Инволюционные процессы в Мироздании». (97) Трактат «Священная проповедь» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (98) Трактат «Бог непроявленный – в наивысшей степени проявлен» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (99) Еще одно упоминание полюсного созвездия «Медведица». (100) Трактат «Ни одно из существ не погибает, но люди в заблуждении называют перемены разрушением и смертью» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (101) Трактат «О мысли и чувстве» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (102) Трактат «Ключ» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (103) См. одну из последующих глав: «Эволюционно-инволюционные процессы в Мироздании». (104) Трактат «Ключ»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (105) Трактат «О всеобщем уме»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (106) Трактат «Определения Асклепия царю Аммону»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (107) См. далее и одну из последующих глав "Зодиак и Мучители". (108) Трактат «Определения Асклепия царю Аммону»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (109) См. одну из последующих глав: «Планеты». (110) Трактат «Определения Асклепия царю Аммону»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (111) Трактат «Определения Асклепия царю Аммону»из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (112) Трактат «Определения Асклепия царю Аммону» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (113) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть III, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (114) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (115) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXVII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (116) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть IV, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (117) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XVII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (118) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XVII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (119) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (120) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (121) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (122) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXIV, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (123) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXIII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (124) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXIII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (125) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXIII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (126) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXIII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (127) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXVII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (128) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXVIII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (129) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXVII, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (130) Выдержка из «The Religion of Ancient Egypt», рр.25, 112, S.Mercer, процитированная в «Секреты пирамид» Р.Бьювэл, Э.Джилберт. (131) Выдержка из «Excavations At Giza», vol.VI, part I, p.43, S.Hassan, процитированная в «Секреты пирамид» Р.Бьювэл, Э.Джилберт. (132) См. одну из последующих глав: «Восхождение». (133) «Секреты пирамид» Р.Бьювэл, Э.Джилберт. (134) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (135) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXI, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (136) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XL, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (137) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XXXV, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (138) Трактат «Тайная проповедь на горе» из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид. (139) См. одну из последующих глав: «Эволюционно-Инволюционные процессы в Мироздании». (140) Трактат «Священная проповедь, или Асклепий», часть XIX, из «Трижды Величайший Гермес», Дж.Р.С.Мид.
Предыдущая страница. Следующая страница. Содержание. Дата публикации: 26/05/2008 Прочитано: 4093 раз Дополнительно на данную тему:
Египет после потопа
Боги Солнца и Спасители
Тот (Трижды Величайший Гермес)
|